Проблема здоровьесбережения младших школьников

Сохранение здоровья российских школьников в настоящее время выдвигается в число приоритетных задач образования. В результате в современной концепции модернизации системы обра­зования появился новый раздел «образование и здоровье». Введение здоровьесберегающих образовательных технологий вызвано полнейшим безразличием общества к здоровью человека, которое дос­ тигло критической точки, превратив школу в объект генерации психосома­тических заболеваний и нравственной деградации подрастающего поколе­ ния. Из всех детей, поступивших в первый класс СОШ № 10 в 2006 – 2007 учебном году , лишь 27 % не имеют медицинских диагнозов, а значит, условно могут считаться здоровыми. Для педагогов стала привычной фраза, что в школу приходит диагнозов больше, чем детей. Однако и школа вносит свою лепту в здоровье, оказывая негативное влияние на состояние опорно-двигательного аппарата, органов зрения, нерв­ ной системы учащихся.

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогический коллектив нашей школы в период с 2003 по 2007 год работал над реализацией программы по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни. Анализ социальной ситуации развития учащихся позволил установить влияние на их здоровье неблагоприятной семейной атмосферы, бедности. На учете в районе стоит 159 малообеспеченных семей х. Куликовского. Анализ наркогенной ситуации в ученическом коллективе показал, что у определенной категории учащихся формируются вредные привычки: из 146 опрошенных 14 % эпизодически курят, 15% сознались, что 2-3 раза в год употребляют алкоголь; 2 % (3 человека) один раз пробовали наркотики. В школе есть трое детей, оставшихся без попечения родителей.

В рамках внедрения здоровьесберегающих технологий в нашей школе были проведены исследования физического состояния учащихся вторых и пятого классов, с целью выявления, на каком этапе обучения происходит ухудшение физического состояния учащихся.

Итоги обследования показали, что выявлены признаки нарушений осанки у 21% второклассников и 33% пятиклассников, в группу риска отнесли 15% второклассников и 5 % пятиклассников.

При ориентировочной оценке риска нарушений зрения установлено, что склонны к его нарушению 39% второклассников и 33% пятиклассников. В группе риска 8% второклассников и 2% пятиклассников.

Отмечены нарушения в работе вегето-сосудистой системы у 42% второклассников и 86% пятиклассников, нарушения в работе сердечно – сосудистой системы у 14% второклассников и 29% пятиклассников, нарушения в работе органов дыхания наблюдаются у 35% второклассников и 52% пятиклассников, нарушения в работе ЖКТ у 49% второклассников и 71% пятиклассников.

Исследуя показания АД учащихся, выявлено, что у 36% второклассников и у 29% пятиклассников оно повышено. Пульс в норме лишь у 66% второклассников и 58% пятиклассников.

Опираясь на данные исследований, делаем вывод, что нарушения по основным физическим показаниям происходят на этапе начального обучения. Попутно было проведено исследование « Моё здоровье» с целью выявления отношения учащихся к своему здоровью.

Делают по утрам зарядку лишь 25% второклассников и 27% пятиклассников, хотя занимаются на уроках физкультуры с полной отдачей большинство опрошенных. Занимаются в спортивных секциях лишь 13% второклассников.

Нижеприведённые факты позволили сделать вывод, что здоровьесберегающее обучение необходимо начинать на первой ступени образования.

Нельзя сказать, что педагогов нашей школы устраивает такое положение вещей. Учителями начальных классов апробируется новая система коррекции осанки учащихся. Ими введены мешочки для уроков письма. Ежедневно по утрам проводится утренняя гимнастика. Разработана система мер по профилактике нарушений зрения у учащихся. Но этих мер недостаточно, так как для получения желаемых результатов нужна систематическая, основанная на последних достижениях науки работа.

Понимая ответственность школы в сохранении здоровья учащихся, был намечен план мероприятий по формированию культуры здоровья, включавший следующие направления деятельности:

•  Спортивно-оздоровительное (работа кружков, проведение спортивных мероприятий, праздников, оздоровительных походов.)

•  Туристско-краеведческое (в школе 26 лет функционирует краеведческий кружок, учащиеся принимают участие в туристических слетах, походах, горных экскурсиях и экскурсиях по местам Боевой Славы).

•  Санитарно-просветительское (школьный медицинский работник

проводит практические занятия по изучению основ народной медицины, предусмотрен выпуск санитарных бюллетеней, организация тематических практикумов и бесед на уроках ОБЖ).

4. Социально-психологическое

В школе организовано рациональное одноразовое горячее питание. Учащиеся 8 коррекционного класса, посещающие группу продленного дня, обеспечиваются двухразовым горячим питанием.

Применительно к детям и подросткам задача заклю­ чается в том, чтобы создать альтер­ нативную «моду» на здоровье, пре­ дупредить возникновение негатив­ного, пренебрежительного отноше­ ния к самому понятию «здоровый образ жизни». Большая роль в этом принадлежит здоровьесберегающим образовательным технологиям, но на практике они не включены в целостный воспитательно-образовательный процесс. Введение здоровьесберегающих образовательных технологий, особенно в начальную школу, должно в корне изменить существующие технологии обучения и воспитания детей, порож­дающих психогенные, нейрогенные и психосоматические расстройства здо­ровья школьников.

Прежде всего, необходимо воздействовать на причины, вызывающие здоровьераз рушающее поведение.

В младшем школьном возрасте ведущими видами деятельности признаются раз нообразные игры, ручное и вербальное творчество.

Задача здоровьесберегающих образовательных технологий состоит в том, чтобы помочь учащимся выработать индивидуальный способ здорового образа жизни и проводить самому анализ собственного здоровья, познать методику здоровьесберегающего самосовершенствования.

Анализ содержания образовательных программ для начальной и средней школы позволил выделить следующие проблемы: 1. Большинство из них состоит из рецептов профилактической меди­цины, но навыки по ним не формируются и не закрепляются. 2. В программах отмечается низкий уровень интегрирования информации наук психолого-педагогического и естественно-научного циклов.

Эффективность проводимой здоровьесберегающей работы зависит от участия всего педагогического коллектива образовательного учреждения.

Гипотеза исследования: здоровьесберегающее образование учащихся начальных классов будет результативным

при соблюдении следующих условий:

•  учет генетической программы развития школьника,

•  учёт взаимовлияния внутренней и внешней социокультурной среды,

•  научно обоснованное, поэтапное построение и реализация программы здоровьесбережения,

•  изменение личностной позиции субъектов воспитательной системы,

•  профессиональная компетентность учителей, обеспечивающая качественную реализацию здоровьесберегающей программы в начальной школе.

 

Важнейшие задачи исследования:

1. Изучить психологические, личностные, психофизиологические и

психосоматические характеристики здоровья школьников. 2. Разработать модель управления развитием здоровьесберегающей
образовательной системы и технологическое обеспечение ее
реализации в практике начальной школы. 3. Выявить педагогические условия, повышающие эффективность
реализации модели управления развитием здоровьесберегающей
дидактической системы учителя.

4. Обеспечить условия создания эффек­тивной воспитательной и дидактической системы школы по здоровьесбережению участников образовательного процесса.

5. Апробировать интегративную программу здоровьесбережения для начальной школы.

6. В соответствии с состоянием здоровья контингента обучающихся разработать систему работы по здоровьесбережению участников образовательного процесса.

7. Обеспечить административную поддержку педагогов, учащихся, родителей эффективными формами взаимодействия по сохранению и укреплению здоровья детей, создавая педагогические, социально-психологические условия, охранный режим в ОУ.

.

Ее медицинский аспект планируется представить по окончании экспериментальной работы спе­циальной структурой - школьным оздоровительно-реабилитационным центром с тренажёрным залом.

 

Важный шаг в направлении фор­мирования культуры здоровья - учет и использование возможностей сре­ды: внутренней и внешней.

Влияние внутренней среды шко­лы анализируется как совокупность различных факторов:

•  психофизических (физическая напряженность деятельности, нерв­но-психическая напряженность, монотонность, темп, ритм);

•  санитарно-гигиенических (чис­тота, температура, движение возду­ха, освещенность, шумы);

•  эстетических (архитектурный стиль, конструктивные особенно­сти оборудования, цветовое реше­ние интерьера, декоративность, функ­циональность) ;

•  материально-технических (обес­печенность оборудованием, водо­снабжение, канализация, отопление, вентиляция);

•  социально-педагогических (гу­манизация отношений, демокра­тизм, нравственный климат в кол­лективе, здоровый образ жизни, педагогический стиль учителей, вос­питателей).

Внешняя среда изучается с це­лью выявления общественных групп, заинтересованных в сохране­нии и укреплении здоровья детей. На основе поэтапного средового подхода школьниками осуществляется социальное проектирование, позволяющее объе­динить усилия детей и взрослых по формированию здоровой жизнедея­тельности и работать над созданием дружественной среды благодаря включению школы в сеть межве­домственного взаимодействия.

Ведущими задачами здоровьесберегающих образовательных технологий для начальной школы стали:

•  воспитать у ребенка «авторство» в проявлениях психической активности, инициативы в осуществлении жизнедеятельности, развития личности;

•  сформировать культурные, этические, нравственные нормы среды обитания;

•  сформировать общую культуру и ценностные ориентации личности; исправить дефекты речи и нивелировать издержки развития двигательной сферы специальными моторными тренингами;

•  ознакомить с психоактивными веществами, наркотической зависимостью и избавлением от вредных привычек.

Также планируется проведение уроков здоровья 1-4 классов по программе «Познай себя», кото­ рая представляет собой интегративный курс по формированию знаний, умений, навыков в области охраны здоровья, эстетического и полового воспитания. При этом главное состоит в том, что обучение по курсу сопро­ вождается индивидуальным здоровьесбережением, отслеживанием разви­ тия каждого ребенка.

 

 

Ведущими критериями оценки здоровьесберегаю­ щей образовательной системы являются степень достижения цели обучения, вос­питания и развития ученика, состояние здоровья школьников, а также уровень профессиональной компетентности учителя.

Ожидаемые результаты

 

•  увеличение объема двигательной активности;

•  рациональная организация учебного процесса и изменение нормиро­ вания учебной нагрузки школьников и учителей не столько по увеличению или уменьшению ее объема, сколько по изменению характера учебной деятельности в сторону преобладания активности ребенка и взрослого в самообразовании, самопознании, самовыражении;

•  включение в образовательный процесс систематической информации (практической и теоретической) о здоровье человека на разных этапах его жизни;

•  создание среды, способствующей физическому, психическо­му и социальному благополучию участников образовательного процесса;

•  организация систематической научно-методической работы с педаго­гами, специалистами и родителями, направленной на повышение уровня их знаний и умений в области здоровья;

•  формирование навыков здорового образа жизни;

•  создание оздоровительно-реабилитационного Центра с тренажёрным залом.

 

 

Hosted by uCoz