Метод экспресс-оценки физического здоровья школьников

(Сохранить)

Предложенный метод показан для детей I , II , III , IV групп здоровья. Он позволяет дать общую оценку состояния здоровья школьников, уровень их физического развития, определить «слабые места» организма каждого школьника. Учёт этих данных позволяет подбирать индивидуально-дозированный оздоровительно-тренировочный двигательный режим, что даёт возможность оптимизировать процессы роста и развития организма школьника, с большим успехом нивелировать негативное влияние общешкольного режима и других отрицательно воздействующих факторов среды.

На основе интегральной оценки уровня физического здоровья по каждому индексу и ряду показателей даются индивидуальные рекомендации физкультурно-оздоровительных мероприятий, выполнение которых способствует осуществлению успешной коррекции физического здоровья и расширению резервных возможностей организма школьника.

Для вычисления и получения индексов определяют ряд известных и широко применяемых в практике показателей.

 

ДЛИНА ТЕЛА измеряется с помощью ростомера. Обследуемый стоит по стойке «смирно», касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Голову устанавливают так, чтобы наружный угол глаза и козелок ушной раковины находились на одной горизонтальной линии. Скользящую планку опускают до соприкосновения с верхней точкой головы, не оказывая давления.

 

МАССА ТЕЛА определяется взвешиванием на медицинских весах. Обследуемый спокойно стоит на середине площадки весов при закрытом замке коромысла. Далее замок открывается, и передвижением сначала большой гири, а затем маленькой гирьки устанавливается масса тела.

 

ЖЕЛ (жизненная ёмкость лёгких) определяется с помощью сухого или водяного спиртометра. Обследуемый сначала делает 2-3 свободных пробных вдоха и выдоха, а затем производит максимальный вдох, берёт в рот мундштук, плотно обхватив его губами и одновременно зажав нос пальцами свободной руки, производит спокойный, плавный, максимально возможный выдох в течение примерно 5 секунд. Процедуру повторяют трижды с интервалом в полминуты. Регистрируют наибольший показатель.

 

ЧСС (частота сердечных сокращений) определяется пальпаторно или аускультативно, а лучше с помощью цифрового пульсотахометра. В начале в условиях в условиях мышечного покоя (сидя), затем после функциональных проб с нагрузками (Руфье и PWC 170 )

АД (артериальное давление) измеряется методом Короткова в положении обследуемого сидя. Если АД измеряется стандартной манжеткой, то школьникам от 7 до 10 лет с нормальным физическим развитием к полученной величине систолического давления следует прибавить 10 мм рт. Ст., а 11-летним – соответственно 5+5, +0,+10 мм рт.ст. в случае регистрации повышенного АД у школьника необходимо положить ребёнка на кушетку и через 10-15 минут измерить АД в положении лёжа.

 

ВРЕМЯ ЗАДЕРЖКИ ДЫХАНИЯ (проба Штанге) определяется в положении сидя. После полного вдоха и выдоха обследуемый производит обычный вдох и задерживает дыхание, зажав нос пальцами. Время задержки дыхания (проба Штанге) регистрируют по секундомеру.

 

ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ПРОБУ РУФЬЕ со стандартной физической нагрузкой проводят следующим образом. После отдыха в положении сидя у обследуемого подсчитывают пульс за 15 секунд (Р 1 ) и предлагают ему выполнить 30 глубоких приседаний за 45 секунд, выбрасывая руки вперёд. Затем он тотчас садится и у него подсчитывают пульс за первые 15 секунд

(Р 2 ) и последние 15 секунд (Р 3 ) первой минуты восстановительного периода.

 

ПРОБА ШАПОВАЛОВОЙ. После некоторого отдыха проводится проба, заключающаяся в подсчёте числа подъёмов туловища в сед без помощи рук из положения лёжа на спине. Обследуемый лежит на мате или кушетке, ноги слегка согнуты в коленях, напарник удерживает стопы. Регистрируется полное число посадок из положения лёжа за 60 секунд. Задача обследуемого – совершить как можно больше количество подъёмов.

 

 

ОПИСАНИЕ МЕТОДА ЭКСПРЕСС – ОЦЕНКИ

 

Проведя эти простые и легко доступные исследования, осуществляются вычисления всех 5 индексов.

1 ) массо - ростовой

масса тела (кг)

индекс Кетле 2 = длина тела (м)

 

который характеризует степень гармоничности физического развития и телосложения;

 

2) двойное произведение-

 

ЧСС (уд/мин) х АД сист. (мм рт.ст.)

индекс Робинсона = 100

характеризующее состояние регуляции сердечно – сосудистой системы;

 

3) индекс Скибинского = ЖЕЛ (мл) х проба Штанге (с)

ЧСС (уд/мин)

 

Который характеризует функциональные возможности системы дыхания, устойчивость организма к гипоксии и волевые качества;

 

4) Индекс Шаповаловой = Масса тела (г) х КП

Длина тела (см) 60

 

где КП – количество подъёмов за 60 с, характеризует развитие силы, быстроты и скоростной выносливости мыщц спины и брюшного пресса;

 

 

4 х (Р 1 +Р 2 + Р 3 ) – 200

________________________________________________

5) индекс Руфье = 10

 

где 4, 200 и 10 постоянные коэффициенты. Данный индекс характеризует выраженность реакции сердечно – сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку.

Далее по таблицам каждому индексу дают оценку в баллах.

После оценки каждого показателя в баллах рассчитывается общая сумма баллов, которая и определяет уровень физического здоровья школьника:

 

23 – 25

Высокий

19 – 22

Выше среднего

14- 18

Средний

10-13

Ниже среднего

5 - 9

Низкий

 

 

Кроме общей оценки физического здоровья, необходимо учитывать и оценки каждого показателя, так как это даёт возможность определения «слабых мест» организма каждого школьника.

 

 

 

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

Фамилия, имя ______________________________________

Дата обследования _________________________________

 

ДАННЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Длина тела, см

 

Масса тела, кг

 

ЖЁЛ, мл

 

Пульс покоя уд/мин

 

АД сист. мм рт.ст.

 

АД диаст.мм.рт.ст.

 

Проба Штанге,с

 

Пульс 1

 

Пульс 2

 

Пульс 3

 

Количество наклонов

 

 

Индексы

Значения

Баллы

Оценка показателей физического зоровья

Индекс Кетле 2

 

 

 

 

Индекс Робинсона

 

 

 

Индекс Скибинского

 

 

 

Индекс Шаповаловой

 

 

 

Индекс Руфье

 

 

 

 

Сумма баллов

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

 

Hosted by uCoz