Метод экспресс-оценки физического здоровья школьников
Предложенный метод показан для детей I , II , III , IV групп здоровья. Он позволяет дать общую оценку состояния здоровья школьников, уровень их физического развития, определить «слабые места» организма каждого школьника. Учёт этих данных позволяет подбирать индивидуально-дозированный оздоровительно-тренировочный двигательный режим, что даёт возможность оптимизировать процессы роста и развития организма школьника, с большим успехом нивелировать негативное влияние общешкольного режима и других отрицательно воздействующих факторов среды.
На основе интегральной оценки уровня физического здоровья по каждому индексу и ряду показателей даются индивидуальные рекомендации физкультурно-оздоровительных мероприятий, выполнение которых способствует осуществлению успешной коррекции физического здоровья и расширению резервных возможностей организма школьника.
Для вычисления и получения индексов определяют ряд известных и широко применяемых в практике показателей.
ДЛИНА ТЕЛА измеряется с помощью ростомера. Обследуемый стоит по стойке «смирно», касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Голову устанавливают так, чтобы наружный угол глаза и козелок ушной раковины находились на одной горизонтальной линии. Скользящую планку опускают до соприкосновения с верхней точкой головы, не оказывая давления.
МАССА ТЕЛА определяется взвешиванием на медицинских весах. Обследуемый спокойно стоит на середине площадки весов при закрытом замке коромысла. Далее замок открывается, и передвижением сначала большой гири, а затем маленькой гирьки устанавливается масса тела.
ЖЕЛ (жизненная ёмкость лёгких) определяется с помощью сухого или водяного спиртометра. Обследуемый сначала делает 2-3 свободных пробных вдоха и выдоха, а затем производит максимальный вдох, берёт в рот мундштук, плотно обхватив его губами и одновременно зажав нос пальцами свободной руки, производит спокойный, плавный, максимально возможный выдох в течение примерно 5 секунд. Процедуру повторяют трижды с интервалом в полминуты. Регистрируют наибольший показатель.
ЧСС (частота сердечных сокращений) определяется пальпаторно или аускультативно, а лучше с помощью цифрового пульсотахометра. В начале в условиях в условиях мышечного покоя (сидя), затем после функциональных проб с нагрузками (Руфье и PWC 170 )
АД (артериальное давление) измеряется методом Короткова в положении обследуемого сидя. Если АД измеряется стандартной манжеткой, то школьникам от 7 до 10 лет с нормальным физическим развитием к полученной величине систолического давления следует прибавить 10 мм рт. Ст., а 11-летним – соответственно 5+5, +0,+10 мм рт.ст. в случае регистрации повышенного АД у школьника необходимо положить ребёнка на кушетку и через 10-15 минут измерить АД в положении лёжа.
ВРЕМЯ ЗАДЕРЖКИ ДЫХАНИЯ (проба Штанге) определяется в положении сидя. После полного вдоха и выдоха обследуемый производит обычный вдох и задерживает дыхание, зажав нос пальцами. Время задержки дыхания (проба Штанге) регистрируют по секундомеру.
ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ПРОБУ РУФЬЕ со стандартной физической нагрузкой проводят следующим образом. После отдыха в положении сидя у обследуемого подсчитывают пульс за 15 секунд (Р 1 ) и предлагают ему выполнить 30 глубоких приседаний за 45 секунд, выбрасывая руки вперёд. Затем он тотчас садится и у него подсчитывают пульс за первые 15 секунд
(Р 2 ) и последние 15 секунд (Р 3 ) первой минуты восстановительного периода.
ПРОБА ШАПОВАЛОВОЙ. После некоторого отдыха проводится проба, заключающаяся в подсчёте числа подъёмов туловища в сед без помощи рук из положения лёжа на спине. Обследуемый лежит на мате или кушетке, ноги слегка согнуты в коленях, напарник удерживает стопы. Регистрируется полное число посадок из положения лёжа за 60 секунд. Задача обследуемого – совершить как можно больше количество подъёмов.
ОПИСАНИЕ МЕТОДА ЭКСПРЕСС – ОЦЕНКИ
Проведя эти простые и легко доступные исследования, осуществляются вычисления всех 5 индексов.
1 ) массо - ростовой
масса тела (кг)
индекс Кетле 2 = длина тела (м)
который характеризует степень гармоничности физического развития и телосложения;
2) двойное произведение-
ЧСС (уд/мин) х АД сист. (мм рт.ст.)
индекс Робинсона = 100
характеризующее состояние регуляции сердечно – сосудистой системы;
3) индекс Скибинского = ЖЕЛ (мл) х проба Штанге (с)
ЧСС (уд/мин)
Который характеризует функциональные возможности системы дыхания, устойчивость организма к гипоксии и волевые качества;
4) Индекс Шаповаловой = Масса тела (г) х КП
Длина тела (см) 60
где КП – количество подъёмов за 60 с, характеризует развитие силы, быстроты и скоростной выносливости мыщц спины и брюшного пресса;
4 х (Р 1 +Р 2 + Р 3 ) – 200
________________________________________________
5) индекс Руфье = 10
где 4, 200 и 10 постоянные коэффициенты. Данный индекс характеризует выраженность реакции сердечно – сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку.
Далее по таблицам каждому индексу дают оценку в баллах.
После оценки каждого показателя в баллах рассчитывается общая сумма баллов, которая и определяет уровень физического здоровья школьника:
23 – 25 |
Высокий |
19 – 22 |
Выше среднего |
14- 18 |
Средний |
10-13 |
Ниже среднего |
5 - 9 |
Низкий |
Кроме общей оценки физического здоровья, необходимо учитывать и оценки каждого показателя, так как это даёт возможность определения «слабых мест» организма каждого школьника.
ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
Фамилия, имя ______________________________________
Дата обследования _________________________________
ДАННЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ
Длина тела, см |
|
Масса тела, кг |
|
ЖЁЛ, мл |
|
Пульс покоя уд/мин |
|
АД сист. мм рт.ст. |
|
АД диаст.мм.рт.ст. |
|
Проба Штанге,с |
|
Пульс 1 |
|
Пульс 2 |
|
Пульс 3 |
|
Количество наклонов |
|
Индексы |
Значения |
Баллы |
Оценка показателей физического зоровья |
Индекс Кетле 2 |
|
|
|
Индекс Робинсона |
|
|
|
Индекс Скибинского |
|
|
|
Индекс Шаповаловой |
|
|
|
Индекс Руфье
|
|
|
|
Сумма баллов
|
|
|
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________